Как изменилась зимняя шина – сравним первую в мире зимнюю шину и фрикционную шину, выпущенную по новым технологиям
Около 80 лет назад автомобилисты стали ездить на первых в мире зимних шинах. Разработанная и изготовленная в компании Nokian Tyres шина Kelirengas была в свое время превосходной, впервые шина имела такой рисунок протектора, который позволял машине преодолевать подъемы по снежной дороге. Как уникальный продукт своего времени выглядит на фоне современных нешипованных зимних шин? Сравним Kelirengas и Nokian Hakkapeliitta R2.
В 1934 году появление первой в мире зимней шины, изготовленной на заводе Suomen Gummitehdas, было революционным новшеством на северных зимних дорогах. До того по узким и покрытым глубоким слоем снега дорогам ездили на летних шинах. Если на пути оказывался снежный склон, водитель вынужден был остановить машину, смонтировать на колеса цепи, что само по себе было трудоемкой процедурой. Зимняя шина Kelirengas имела такой протектор, который давал совершенно новое сцепление на зимних дорогах.
Kelirengas разрабатывали для грузовиков, чтобы они могли перемещаться по глубокому снегу. Рисунок протектора с поперечными канавками вгрызался в снег по типу гусеничных траков, что позволяло забираться в горку, - рассказывает менеджер по обслуживанию клиентов Nokian Tyres Матти Морри.
В наши дни для шин мало просто преодолевать сугробы. Когда дороги научились расчищать, они стали покрываться коркой льда, от шин стали ждать уже других свойств. Сравнивая Kelirengas с Nokian Hakkapeliitta R2, только в резиновых смесях и рисунке протектора можно заметить огромные изменения.
– Современная шина имеет не только продольное, но и хорошее поперечное сцепление. Симметричный стрелообразный рисунок Hakkapeliitta R2 прекрасно очищается в глубоком снегу, имеет хорошее сцепление на льду и шуге, - продолжает свой рассказ Морри.
"Современная шина имеет не только продольное, но и хорошее поперечное сцепление. Симметричный стрелообразный рисунок Hakkapeliitta R2 прекрасно очищается в глубоком снегу, имеет хорошее сцепление на льду и шуге."
Сырьевых компонентов теперь десятки
И хотя Kelirengas была в свое время уникальной покрышкой, по современным стандартам ее можно назвать зимней только в отношении протектора. В шине Kelirengas использовали ту же крайне жесткую резиновую смесь, что для летних шин, поэтому за сцепление отвечали только канавки. В наши дни созданные специально для протектора резиновые смеси существенно влияют на свойства сцепления. И если сегодня для изготовления современной фрикционной шины используют более ста сырьевых компонентов, для Kelirengasшла в ход от силы треть от этого количества.
– В резиновую смесь Hakkapeliitta R2 добавлены мельчайшие частицы, по форме напоминающие кристаллы. Они работают, как встроенные шипы, вгрызаясь в дорожную поверхность и заметно улучшая сцепление на льду, - рассказывает Матти Морри.
В современных зимних ”липучках” используются как натуральные, так и синтетические каучуки. Натуральный каучук стабильно работает в широком диапазоне температур, благодаря чему шина сохраняет свойства эластичности и сцепления. Доля сажи в компаунде компенсирована силикой, что существенно улучшает топливную экономичность и свойства сцепления шины на влажной дороге.
На сто миллиметров шире
Автовладельцы наших дней ценят в зимних шинах свойства, о которых водитель на Kelirengas не мог даже и мечтать, прежде всего это управляемость и ездовые характеристики. Разница в размерах прародительницы и современной шины заметна на глаз. Предназначенная для грузовиков Kelirengas имела ширину всего 190 мм, а современная Nokian Hakkapeliitta R2 для легковых автомобилей – почти 290 мм.
Ширина протектора делает шину более комфортабельной. Конструкция Kelirengas имела диагональное строение, теперь шины радиальные - это изменение заметно улучшает реакцию на управление шиной.
Автомобили требуют от сегодняшних шин иных свойств. При разработке покрышек нужно учитывать и то, как они работают во взаимодействии с современным оборудованием, встроенным в автомобиль, – с антиблокировочной системой торможения и контролем курсовой устойчивости.
Движение на автотрассах стало более безопасным, чем во времена Kelirengas. Если раньше водитель Kelirengas старался на глаз определить состояние дороги, теперь в автомобиле есть оборудование, которое на скользкой дороге заранее автоматически позаботится об алгоритме торможения.
– На что трудно повлиять, как и раньше, так это на погоду. По-прежнему на зимних шинах ездят в том же суровом климате, а у природы нет плохой погоды, есть переменчивая, - заключает Морри.
Подробнее:
80 лет Nokian Hakkapeliitta:
История обладательницы севера
Более 80 лет с момента изобретения зимних шин:
Шины Nokian Kelirengas освоили безопасные повороты на заснеженной дороге
Как разработали первую в мире зимнюю шину?
Зимним шинам Nokian более 80 лет
технологии "умного" движения и биоорганических материалов:
Nokian Hakkapeliitta в 2036 году
Nokian Hakkapeliitta — пионер в технологии и безопасности шин
Зимние шины Nokian Hakkapeliitta сочетают в себе изобретательность, опыт и современные технологии
фотографии:
Зимние шины Nokian Tyres с 1934 года и до сегодняшнего дня (pdf file, 10 MB)
Летние шины Nokian Tyres с 1932 года и до сегодняшнего дня (pdf file, 10 MB)