← Hakkapeliitta – 80 лет

Радости и трудности зимнего вождения

Условия вождения на зимней дороге сильно изменились. Снег на дорогах сменился льдом и грязью, а количество машин увеличилось. И в это время зимние шины и их сцепление с дорогой стали актуальной темой для водителей.

На исходе 19 века информация об автомобилях на родину зимних шин проникала  медленно. Первыми владельцами автомобилей были фабриканты и предприниматели. Известно, например, что в 1898 году на бумажную  фабрику в Тервакоски был куплен грузовик. Несколько салонов по продаже автомобилей открылись в Хельсинки в самом начале 1900-х годов. К 1910 году в стране было 2000 автомобилей.

 1920-е годы были "золотым веком"  развития автомобилизации  и в Европе. Все больше автомобилей приобреталось для личного пользования, становились  популярными автомобильные гонки. В Финляндии большую известность приобрели скоростные автомобили, на которых ездили контрабандисты.  Когда началось производство шин, на наших дорогах уже было более  30 000 частных или коммерческих автомобилей.

Установи зимние шины

При появлении на свет шин Hakkapeliitta в 1930-х годах, дороги Финляндии были тихие и заснеженные. Зимой машины водили редко, дороги чистили нерегулярно. Скорость едва доходила до 50 км/ч. Подготовка  к зимнему вождению заключалась в приобретении цепей противоскольжения. Новые шины Lumi-Hakkapeliitta (Снежная  Hakkapeliitta), представленные в1936 году, вдохновили на зимнее вождение даже самых робких водителей.

После Второй мировой войны, дорожное движение стало более оживленным, а уборка снега на дорогах стала привычным делом. Поверхность дорожного полотна зимой стала твердой и скользкой. На некоторых дорогах лед убирали с помощью соли. Когда в 1956 года на рынке появились шины Haka-Hakkapeliitta, самыми востребованными свойствами зимних шин были износостойкость и многочисленные кромки сцепления. 

Хотя зимнее вождение стало обычным явлением не позднее 1960-х годов, необходимость использования зимних шин вызывала  жаркие дискуссии. Компания Suomen Kumitehdas представила международные исследования,  где было доказано наглядное преимущество специально сконструированной зимней шины над летней благодаря  отличной силе торможения, управляемости и  силе сцепления. В Финляндии   в Teekkarien autokerho (автоклубе Технологического университета ) проведены испытания свойств шин. Зимой 1964 года  шины Hakkapeliitta участвовали в испытаниях зимних шин, которые проводились в  автоклубе  Швейцарии.

В 1960-х годах частные автовладельцы стали играть все большую роль на рынке. Более длинный рабочий путь автомобиля, строительство, благодаря которому люди стали ездить на работу из-за города  и, особенность,  присущая Финляндии, - поездки на дачу - все это способствовало тому, что важность автомобилей, как средства транспорта, повышалась.

Между шиной и дорогой

Для того, чтобы улучшить степень сцепления зимней шины с дорогой было создано много противобуксовочных устройств. В конце 1950-х годов компания Suomen Kumitehdas подписала контракт на производство  шипов "Комета" с компанией Suomen Kovametalli Oy. Благодаря их сотрудничеству  появилась зимняя шина с шипами Kometa-Hakkapeliitta.

В Финляндии шипованные зимние шины быстро стали средством номер один в борьбе со скользкими зимними дорогами. К середине 1960-х годов четверо из пяти тех, кто использовал зимние шины, выбирали шипы.  В 1974 году были разработаны новые правила использования шипованных шин, направленные на предотвращение износа дорожного полотна. Компания Nokia Kumiteollisuus участвовала в разработке этих правил. В 1978 году важным шагом вперед стало правило об обязательном использовании шин в Финляндии. Даже на законодательном уровне было признано, что зимние шины обеспечивали безопасность на дорогах.

Новые тенденции в вождении автомобилей

В 1980-х годах автомобили снова становятся статусным атрибутом. На дорогах Финляндии появляется больше элитных автомобилей,  машин с широкими шинами и коллекционных автомобилей.  С другой стороны, водители стали соблюдать скоростной режим.  В 1987 году в Финляндии были установлены общие скоростные ограничения.
Спад производства в начале 1990-х годов несильно сказался на количестве выпускаемых автомобилей. Напротив,  потребитель стал больше думать о влиянии автомобилей на окружающую среду. Актуальными стали темы использования альтернативных видов топлива, экологичных материалов для изготовления шин и их переработки для повторного использования. 

Экологичность и безопасность 

Помимо безопасности на дорогах, многие водители также заботятся и об экологичности своих шин. Научные исследования и разработки, которые постоянно вела компания Nokian Tyres, позволили создать как шипованные, так и нешипованные шины, рассчитанные на условия северных стран. Эти шины обладают наилучшими техническими характеристиками, характеристиками безопасности и  экологичности.

Очень сложно создать универсальные нормы и правила использования шипованных или нешипованных шин. Тем не менее, шипованная шина - это более безопасный и надежный выбор в условиях быстро меняющейся зимней погоды. Шипованные шины имеют абсолютное преимущество на обледенелых дорогах. Однако, нешипованные шины могут посоревноваться с шипованными в плане сцепления с заснеженной дорогой.  Кроме дополнительного комфорта при вождении и низкого потребления топлива,  на замену шипованных шин требуется меньше времени.

Каким бы ни был ваш выбор, нужно помнить, что вождение автомобиля зимой  - это настоящее искусство. Планируйте маршрут заранее, ведите машину спокойно, на соответствующей скорости,  не спешите  - и ваши зимние поездки будут безопасными и комфортными.

Зимнее вождение

По переписи транспортных средств 1939 года, почти половина путешествий по дорогам Финляндии совершалась конным транспортом. Из всех путешествующих зимой   16% были водителями автомобилей. До появления зимних шин, цепи противоскольжения  были единственным средством улучшения сцепления с дорогой. Водители считали цепи, которые наматывали на шины, дорогим и сложным в использовании оборудованием.  Помимо всего прочего,  эти цепи увеличивали степень износа поверхности шины.

Постер Snow Hakkapeliitta 1936 года.

Шины Haka-Hakkapeliitta

Шина Haka-Hakkapeliitta, новый продукт, выпущенный в 1956 году, побила все предыдущие рекорды продаж.

Шина Haka-Hakkapeliitta держала первое место по продажам среди зимних шин в 50-60-е годы 20 века.   Шины  Haka-Hakkapeliitta, выпуск которых начался в 1956 году и чей ассортимент через два года достиг своего максимума, стали ответом на новые условия зимнего вождения и появление новых больших автомобилей.  На протекторе был рисунок с плотно расположенными присосками, который был эффективен на обледенелых дорогах с укатанным снегом, поскольку при торможении между присоском и поверхностью дорожного полотна возникал  небольшой воздушный пузырь,  обеспечивавший сцепление с помощью присоска. Продольные канавки на обеих сторонах центральной области были тоже новшеством. Они гарантировали хорошую устойчивость при движении.

Фото: Шина Haka-Hakkapeliitta, новый продукт, выпущенный в 1956 году, побила все предыдущие рекорды продаж.

Противобуксовочные устройства

Среди технических решений-конкурентов  были шина Arkela с заклепками и шина Kelhu с выступами, где роль противобуксовочного элемент выполняли спиральные пружины в ярко выраженном протекторе. Изделие Keinäs-Hokki  представляло собой металлический штырь в пластиковом колпачке. Потребителям также предлагался резиновый  рукав с металлической вставкой, который крепится на шине, а также протектор шины с  заделанными в него  керамическими осколками.

Шипованная шина Kometa-Hakkapeliitta

Победа шины  Kometa-Hakkapeliitta  - закономерный результат плодотворного сотрудничества производителей  и успеха продаж. “Нынешняя зима стала прорывом в использовании шипованных шин. К моменту начала зимнего сезона вождения, почти все типы зимних шин, которые можно использовать с шипами  Kometa, были раскуплены. В течении десятилетий мы занимались разработкой приемлемого противобуксовочного устройства, способного преодолеть трудности зимнего вождения. Мы нашли ответ, оснастив шину Haka-Hakkapeliitta шипами  Kometa.” (Управляющий директор  Унто Аркела, Kovametalli Oy, Nokian Kumiviesti 1/1963)

Использование шипов

Использование шипов

Вначале спрос на шипованные шины был исключительно высок, шины  Hakkapeliitta отгружались с завода без шипов, которые устанавливались на других предприятиях. В1965 году шины Hakkapeliitta всех размеров выпускались с отверстиями под шипы. Начиная с 1970-х годов, шины  Hakkapeliitta  продавались с установленными шипами, полностью готовыми к  использованию.

Обязательное использование зимних шин

Обязательное использование зимних шин

В Финляндии правило обязательного использования зимних шин вступило в силу  1 декабря 1978 года.  С декабря по февраль зимние шины стали обязательными к использованию на всех пассажирских автомобилях и автомобилях-фургонов  весом менее  3500 кг. Минимально допустимая поверхность протектора составила  2 миллиметра, что в два раза выше, чем для летних шин.

Финляндия стала первой страной, где обязательное использование зимних шин было установлено на законодательном уровне. Сейчас в Европе законы об обязательном использовании зимних шин действуют  в Швеции, странах Балтии и Австрии. Во многих странах Центральной Европы  существует требование использования зимних шин в условиях зимнего вождения. В Северной Америке, в провинции Квебек, использование зимних шин имеет обязательную силу, а в Соединенных Штатах тоже распространяется  использование разных шин в летнее и зимнее время. В России также существует устоявшаяся традиция использования зимних шин, разрешается и применение шипованных шин.

Нешипованные шины

нешипованная шина Nokian Hakkapeliitta R2.

В случае использования нешипованных шин, контакт с поверхностью дороги обеспечивается лишь силой трения. При наличии шипов сцепление зимней шины с поверхностью заледеневшей дороги достигает 100%. Шипы продолжают работать там, где резиновая смесь и протектор уже не действуют, помогая справиться с погодными изменениями.

Фото: нешипованная шина Nokian Hakkapeliitta R2. Надежная и безопасная зимняя шина создает прекрасное ощущение дороги. Способность шины Nokian Hakkapeliitta R2 шины давать четкое   ощущение дороги помогает водителю замечать изменения в уровне трения.