Лаборатория Suomen Gummitehdas была основана в 1920 году, по инициативе технического директора Антти Ахтеро. Густаф Комппа, один из ведущих химиков Финляндии, также входил в состав совета директоров предприятия. Предприятие, расположенное в Хельсинки, позднее было преобразовано в лабораторию Keskuskumilaboratorio (Центральная лаборатория исследования резин ), где проводились исследования сырья и разрабатывались смеси для всех бизнес -подразделений компании Gummitehdas.
В отделе производства шин проводились и внутренние исследования. Проводились активные испытания уже готовых шин на автобусных маршрутах, например, на автобусах компании Paunu, курсировавших между Тампере и Нокиа, и автобусах компании Leino & Kumppani в Хельсинки. Таксисты тоже выступали в роли водителей-испытателей шин.
Исследовательские работы в Gummitehdas проводились и позднее, особенно в исключительных обстоятельствах Второй мировой войны, исследования велись и в области бытовых синтетических смесей и выращивания каучукового одуванчика (кок-сагыза).
Чудеса в лаборатории шин
В 1960-е годы инновации в области производства зимних шин повысили необходимость проведения дорожных испытаний. Таксисты из Тампере участвовали в испытаниях износостойкости шипов. В целом, профессиональные водители проходили пятнадцати миллионов километров в год в рамках контролируемых эксплуатационных испытаниях с использованием шин Nokia. Проверка автомобилей проводилась одновременно с опросом водителей раз в месяц.
В 1969 году на заводе шин появился свой собственный отдел НИОКР. Лаборатория профинансировала закупку испытательного оборудования с тремя пазами, которое можно было использовать для замера сопротивления качению или крепление обода при скорости до 250 км/ч.
Шины Hakkapeliitta на ходу
Замер зимних свойств шин Hakkapeliitta проводился на ледяной дороге Алисенярве длиной 1,2 км в городе Нокиа и завершился в 1968 году. Замеры проводились с использованием оборудования Peiseler, но автомобили были разные.
На следующий год компания приобрела свои автомобили и наняла своих водителей. Два пассажирских автомобиля Saab 99 проходили приблизительно 1 300 километров в день, в две смены. В первую команду водителей вошли Пертти Ниикконен, Яааакко Ахо, Матти Пууска и Ярмо Таккинен. До октября 1970 года, когда эти машины были заменены автомобилями "Вольво", за каждый год машины проходили по 400 000 км. Знак проведенных испытаний шин стал обычным в компании Nokia. Сейчас испытательный центр Nokia это основной орган разработки летних шин. В компании Nokia проводится имитация почти всех возможных дорожных ситуаций на северных дорогах. При необходимости, поиск жестких условий эксплуатации ведется по всему миру. Испытания шин UHP ( доя сверхвысоких нагрузок), предназначенных для вождения на высоких скоростях, выполнялись на заграничных испытательных полигонах.
Специалист по северным условиям эксплуатации
В конце 1970-х годов по всему миру производство шин с "липучками" было на подъеме. По всей стране искали места, где можно было бы провести испытания шин Hakkapeliitta в зимних условиях. В 1986 году компания основала свой собственный постоянный испытательный центр в Ивало, к северу от Полярного круга, где команды НИОКР и испытателей вместе с водителями проводили испытания шин, чтобы из всего их многообразия выбрать наилучшие. Компания стала ведущим мировым специалистом по условиям вождения в северных условиях благодаря комплексным и тщательно подготовленным испытаниям, прошедшим в Лапландии.
Центр, площадь территории которого увеличилась более, чем до 700 гектаров, используется для проведения зимних испытаний в суровых условиях с октября по май.
Постоянно изменяющиеся зимние условия заставили проводить дальнейшие разработки методов испытаний. Новое поколение шин Hakkapeliitta, например, прошло испытания на самоочищение от грязи, компания Nokian Tyres была первой в мире компанией, которая ввела их в 1996 году.
Продукция, адаптированная для различных рынков
Разработка шин требует тщательно продуманного, прицельного планирования. Для разных рынков требуются изделия, адаптированные под их потребности, и именно им нужные инновации. Рынки и группы потребителей становятся все более раздробленными. При разработке изделия нужно пристально следить за смещением фокуса интересов и изменениями нужд потребителей и пытаться угадать их желания. Рынок может быть уверен, что предлагаемые изделия точно адаптированы под различные варианты использования и прошли испытания со строгими требованиями.
Компания Nokian Tyres тратит на испытания около половины всех своих затрат на НИОКР. Достаточно обоснованные результаты испытаний нельзя получить только в лабораторных условиях. Именно поэтому компания Nokian Tyres проводит испытания своих изделий в реальных условиях по всему миру, чтобы добиться их безупречной работы в сложных и изменяющихся условиях.
Испытательная лаборатория компании в Ивало, финская Лапландия, ведет разработку шин, успешно прошедших все испытания, на которые могут положиться потребители во всем мире. Такие шины-победители создаются на основе высококлассного опыта и миллионов километров испытаний.
Признанная лучшей из всех испытанных шин - шипованная шина Nokian Hakkapeliitta 8 была на автомобиле, который установил рекорд скорости на льду - 335, 713 км/ч (208,602 миль в час).
Лаборатория Keskuskumilaboratorio
Компания Suomen Gummitehdas Osakeyhtiö начала разработку своей продукции в 1920 году, когда первый технический директор компании Антти Антеро организовал лабораторию Keskuskumilaboratorio (Центральная лаборатория исследования резин) в Хельсинки. Пауль Зихерт, из прибалтийских немцев, был назначен начальником лаборатории.
В годы войны завод Savio, принадлежащий компании, организовал лабораторию сырьевых материалов для разработки синтетических резиновых смесей. Организация переехала в Хельсинки в 1949 году. Вся лаборатория переехала в город Нокиа в 1975 году, и стала называться исследовательский центр Oy Nokia Ab Kumiteollisuus. Что касается шин Hakkapeliitta, лаборатория отвечала за основные физико-химические исследования, а разработкой конкретного изделия занимался отдел шин. Начиная с 1960-х годов, идет быстрое развитие технологии изготовления шин, и Нокиа вложили от 3 до 4 % своего оборота в НИОКР.
В наше время, компания Nokian Tyres уделяет большое внимание разработке изделий, a доля новых продуктов составляет 25% от оборота. На разработку совершенно нового изделия уходит от 2 до 4 лет.
Фото: В производстве шин используются научные знания химии и физики. Исследователи в Центральной лаборатории исследования резин, 1940-е годы.
Каучуковый одуванчик
Во время войны, чтобы восполнить нехватку материалов, в Финляндии предпринимались попытки получить на местном уровне натуральный каучук из каучукового одуванчика (Taraxacum kok-saghyz).
Работы по пробной культивации, которая началась летом 1943 года, возглавил профессор Отто Валле из экспериментальной сельскохозяйственной лаборатории Maatalouskoelaitos в Тиккуриле, плантации площадью от 1 до 10 акров были разбросаны по всей стране. Даже в Нокиа была своя плантация одуванчиков. Каучуковый экстракт из одуванчика сравнили с натуральным каучуком из тропиков, где находилась лаборатория завода Savio. Качество было таким же, как и у сырого каучука, коагулированного из дерева западноавстралийского эвкалипта, но из-за трудоемкого способа экстрагирования и небольшой урожайности, использование каучукового одуванчика сочли невыгодным. Для выработки одной тонны резины требуется плантация площадью 10 гектаров. Опыты с каучуковым одуванчиком завершились в 1947 году.
Фото: Основные сырьевые материалы для производства шин: натуральный каучук, синтетическая резина и масло. Примерно половину резины, используемой в современных шинах, до сих пор составляет натуральный каучук.
Испытательный центр Нокиа
Ближайший испытательный центр компании расположен за углом от штаб-квартиры Nokian Tyres. Испытательная трасса в г. Нокиа была первоначально построена в 1960-е годы, и к данному моменту ее площадь расширена до 30 гектаров. Одно из последних расширений было выполнено в 1999 году, оно особенно добавило разнообразия испытаниям на высоких скоростях. Испытания в Нокиа осуществляется с весны до поздней осени. Помимо трасс для различных операций вождения, инженеры по разработкам продукции могут, например, пользоваться автоматической дождевальной системой и высокоскоростной камерой. Nokian Tyres также является пионером в испытаниях по вождению по грязи. Такие испытания были начаты в Нокиа еще в 1996 году.
Изображение: Испытательная трасса Nokian, 2015 г.
Ивало
Испытание зимних шин в реальных условиях стало важным условием для разработки продукции. На протяжении всего периода своего существования Nokian Tyres использовали во благо особенности финской погоды и сложных зимних условий. Начиная с 1930-х годов, шины Hakkapeliitta в основном испытывались в окрестностях города Нокиа. В 1970-х испытатели и их автомобили стали перемещаться далее на север. Каждую зиму подходящие условия испытания искали в разных местах. Во всех этих случаях использовался тяжелый транспорт и организовывалась испытательная база, и при этом возможности для испытания могли измениться в любой момент.
Открытие испытательного центра в Ивало в 1986 году открыло новые возможности для долгосрочного исследования свойств шин в зимнее время. На 700 гектарах самого северного в мире центра испытания шин, шины серии Hakkapeliitta испытываются методами ускорения и торможения, сложного движения по снежной и ледяной трассе и ускорения на подъеме. Испытательный сезон в Финской Лапландии продолжается с октября по май.
Изображение: Зимнее испытание на северном снегу. До постройки испытательного центра приходилось каждый раз, год за годом, искать подходящие условия.
Испытание с экстремальными параметрами — мировые рекорды для самой быстрой машины на льду
В последние годы Nokian Tyres держала мировые рекорды для самой быстрой машины на льду. Водитель-испытатель Джанне Лаитинен зафиксировал последний рекорд на уровне 335,713 км/ч (208,602 миль в час) в марте 2013 года на льду Ботнического залива около г. Оулу. Он вел автомобиль Audi RS6 на шипованных шинах Hakkapeliitta 8 от Nokian. На рекордной скорости машина проходила свыше 93 метров в секунду. Прошлый рекорд был также установлен Лаитиненом: 331,61 км/ч (206,05 км/ч).
В соответствии с определением организации Книги рекордов Гиннеса, мировой рекорд для самой быстрой машины на льду определяется путем измерения времени, затраченного на прохождение трассы длиной 1 километр, в обе стороны и со стартом с хода. Мировой рекорд является средним значением этих показателей. Лед должен быть природным, не должен делаться более шероховатым или обрабатываться химикатами. Шины должны быть доступными в продаже и разрешенными для использования на дороге.
Nokian Tyres также держит мировой рекорд для самой быстрого электромобиля на льду: 252,09 км/ч (156,67 км/ч) — также управляемого Джанне Лаитененом. Данная максимальная скорость была достигнута электромобилем E-RA, созданного в сотрудничестве с Университетом Прикладных наук Метрополия, Хельсинки, в марте 2012 года. Рекордный заезд состоялся в Инари, на льду озера Уконьярви на шипованных шинах Hakkapeliitta 7 Nokian.
Изображение: Джанне Лаитинен и Hakkapeliitta 8 Nokian на скорости мирового рекорда.