← Hakkapeliitta – 80 лет

Годы триумфа шин Hakkapeliitta

История шин Hakkapeliitta берет свое начало с шин Kelirengas. Это история вызовов и инноваций, эмоций и технологий. Многократно занимавшая первое место на испытаниях шина Nokian Hakkapeliitta 8 стала продолжением легендарной серии шин, сохраняя лучшие традиции  Hakkapeliitta и приумножая их в новом веке.

Первыми в мире зимними шинами -предшественниками шин Hakkapeliitta - были шины Kelirengas (в переводе  "погодная шина"), выпущенные компанией  Suomen Gummitehdas Osakeyhtiö в  1934 году. Особый рисунок протектора обеспечивал безопасность на заснеженных, полных неожиданностей, зимних дорогах. Первые шины  Kelirengas предназначались для грузовиков, но вскоре размерный ряд расширился.

В 1936 году появилась шина Hakkapeliitta, также известная под названием Lumi-Hakkapeliitta (Снежная Hakkapeliitta). Конструкция этих шин была предназначена для пассажирских автомобилей,   с  редко расставленным поперечным рисунком протектора  и кромками сцепления шины.

Канавки вгрызались даже в глубокий снег, и тяжелые цепи противоскольжения уже были не нужны. В основе лежит принцип наличия хорошей поверхности сцепления. Так на свет победитель зимних дорог.

Грузовики оснастили шинами  Hakkapeliitta в 1940 году. Быстро расширялся ассортимент тяжелых шин, появились  шины  Y-Hakkapeliitta, U-Hakkapeliitta, Jyry и другие модели. Присоски на рисунке протектора зимних шин оставались без изменений  до 1950-х годов.

Новое поколение шин Hakkapeliitta

Изменялись условия вождения в зимних условиях, вместе с ними менялись и шины Hakkapeliitta. В 1950-х годах снег на дорогах стали убирать снегоочистительными машинами, поэтому дорожное покрытие стало более твердым и скользким. По сравнению с предшественницей, с 1956 количество несущих элементов протектора шины Haka-Hakkapeliitta увеличилось в два раза, что улучшило сцепление на твердой поверхности.

Изобретение шипа  или металлического устройства  противоскольжения, стало рывком вперед в разработке зимних шин.  Шипы из твердого сплава для шин  Hakkapeliitta появились на рынке в 1957 году, а в  1961 году  шины Hakkapeliitta можно было уже приобрести с заранее сделанными отверстиями под шипы. Первой зимней шиной, которая уже была специально  сконструирована под шипы, стала шина  Kometa-Hakkapeliitta, появившаяся в  1961 году.

Новое изделие   1965 года  назвали просто Hakkapeliitta. Все шины  Hakkapeliitta  уже можно было приобрести с отверстиями под шипы. Рисунок протектора шин  Hakkapeliitta модернизировали путем совмещения  резиновых присосков с перемычками.. Многочисленные кромки поверхности резины обеспечивали сцепление на снегу, а шипы  демонстрировали отличные результаты на льду.

Мягкие зимы и  повсеместное использование соли для борьбы со льдом создали предпосылки к спросу на городские зимние шины.  С 1969 года рисунок протектора  и резиновая смесь шин  SF-Hakkapeliitta уже были рассчитаны и на дороги без обледенения и приобрели  особенную  популярность среди  таксистов.

У шин Hakkapeliitta появился корд

1970 год положил начало потрясающей серии многочисленных моделей шин  Hakkapeliitta. В конструкции шин  Hakkapeliitta 05 все еще использовался диагональный корд, но первые радиальные шины  были изготовлены уже в том же году. Шина Hakkapeliitta Radial 06, первая радиальная зимняя шина с текстильным кордом, появилась на рынке в 1971 году.

Радиальная шина работала тихо и надежно.  Международные разработки  привели к изменению материала каркаса шины. Первыми зимними шинами со стальным кордом стали шины  Hakkapeliitta NR 08, появившиеся в  1977 году.  В целях наилучшего сцепления на мокрой дороге  на ее  рисунке протектора стало больше сегментов. Для грузовиков уже использовались бескамерные шины модели  NR 17  с известным рисунком протектора шины  Hakkapeliitta.

Успех шины Hakkapeliitta NR 09 и ее аналогов

Изменение зимних погодных условий и появление новых типов автомобилей стали стимулом следующего рывка в разработке шин  Hakkapeliitta. Требовались шины для более сухих дорог, а шины с  более низким профилем отрицательно влияли на характеристики вождения. Разработки нового поколения зимних  шин начались в 1978 году.

На следующий год  опытная модель шины Hakkapeliitta NR 09 появилась на  пробном рынке Швеции и Норвегии,  а в  1980 году новые шины уже могли купить все желающие. Шина NR 09 была фаворитом на протяжении  нескольких сезонов подряд, убедив в своем успехе и потребителей, и отраслевые  журналы. У новых шин  Hakkapeliitta был новый рисунок протектора, от традиционных присосков решили отказаться. У нового рисунка протектора была стреловидная форма, а неравномерная остронаправленная расстановка рисунка обеспечивала эффективное удаление талого снега и грязи между поверхностью дороги и шиной.

В 1984 году семейство шин  Hakkapeliitta NR 09 пополнилось  шиной Hakkapeliitta M+S 111. Реализация шин  на рынке проводилась совместно. Шина  M+S 111 позиционировалась как шина, предназначенная для свободных ото льда  магистралей и городских дорог, а шина  NR 09 продолжала успешно использоваться на обычных заснеженных дорогах и на льду. Шину  Hakkapeliitta 10  представили на рынке в  1989 году,  она стала  вариантом успешной модели, адаптированной  к новым моделям автомобилей.

Сцепление с шипами и без них

В 1990-х годах даже в северных странах зимнее вождение без шипованных шин стало приобретать популярность. В 1996 году  в  семействе  Hakkapeliittas были представлены шины на каждый случай : шипованная шина  Nokian Hakkapeliitta 1 и ее нешипованный вариант - шина Nokian Hakkapeliitta NRW 1. В 1998  шина  Hakkapeliitta Q пополнила серию нешипованных шин. Шведский журнал Teknikens Värld назвал новинку   “лучшей нешипованной шиной на все времена”.

Шина Nokian Hakkapeliitta 2, новое изделие  2000 года, сочетало в себе  свойства как шипованных, так и нешипованных шин. Сочетание новой технологии шипованных шин  и резины с высоким уровнем трения, обеспечивающего  уникальное сцепление с дорогой.

Осенью 2002 года была представлена специальная зимняя шина для стран центральной Европы: шина Nokian WR обеспечивала высокую скорость вождения в изменяющихся зимних условиях. Новое изделие стало самой  быстрой зимней шиной в мире.

С 2003 года в конструкции шины Nokian Hakkapeliitta 4 стали применяться шипы, изготовленные  по новой технологии. Запатентованный квадратный шип и  система  Eco Stud System улучшили сцепление на льду, снизив при этом воздействие на износ дорожной поверхности. В резиновую смесь, для обеспечения максимального сцепления, был добавлен экологичный продукт - масло канолы.

В 2004 году шина  Hakkapeliitta RSi сменила шину Hakkapeliitta Q в семействе нешипованных шин. Особое внимание уделялось сцеплению с дорогой при торможении и ускорении. Зубцевидные узкие прорези, которые называются  "усилителями торможения",  образовали плотную решетку, увеличив почти на 40% сцепление с дорогой по сравнению с предыдущими моделями нешипованных шин.

Современная технология шипованных шин, уменьшение сопротивления  качению

Шины Nokian Hakkapeliitta 5, представленные на рынке в 2006 году, продемонстрировали улучшенные зхарактеристики сцепления благодаря рисунку  Bear Claw ("медвежий коготь" ), который  усилил работу квадратного шипа в любых условиях.Тогда же  компания  Nokian Tyres впервые показала самые большие в мире зимние шины для пассажирских автомобилей. Диаметр обода шины Nokian Hakkapeliitta Sport Utility 5, адаптированной под внедорожники, составил 22 дюйма.

Шины Nokian Hakkapeliitta Truck E для грузовиков и автобусов появились в 2008 году. Эти специальные шины для  дорог с плохими условиями с четким рисунком поверхности сцепления  и износостойкостью, которая выдерживает экстремальные условия. В 2014 году, который был юбилейным для первой шины  Kelirengas, ее серию завершила шина   Nokian Hakkapeliitta Truck E, отвечающая самым строгим требованиям магистральных дорог.  К преимуществам этих шин для грузовиков и автобусов относятся, к примеру, запатентованный двойной блок рисунка протектора на поверхности сцепления  и зимний индикатор безопасности, который показывает, когда шина имеет наилучшие характеристики сцепления на зимней дороге.  

Шина Nokian Hakkapeliitta 7 и и ее нешипованный вариант  Nokian Hakkapeliitta R впервые появились на зимних дорогах в  2009 году. Удобство вождения с шинами  Hakkapeliitta 7’ гарантирует технология Air Claw с использованием каплевидных воздушных амортизаторов на шине, которые  ослабляют влияние шипа на дорожное полотно. Шина  Hakkapeliitta R, с другой стороны, была лучшей на рынке по характеристикам  низкого сопротивления качению и имела налучшие характеристики безопасности. 

Разработка шины Nokian Hakkapeliitta 8 началась еще в 2009 году,  а самый последний флагманский продукт из семейства зимних шин вышел в 2013 году. На следующий год появились более надежные покрышки: нешипованная зимняя шина Nokian Hakkapeliitta R2 с отличными характеристиками сцепления и сниженным сопротивлением качению, прочные  и исключительно  износоустойчивые шипованные шины Nokian Hakkapeliitta 8 SUV для внедорожников, а также нешипованные шины Nokian Hakkapeliitta R2 SUV, обеспечивающие высокий комфорт вождения. Первые в мире зимние шины для тракторов Nokian Hakkapeliitta TRI были представлены на рынке в 2014 году.

Kelirengas

Kelirengas

Первой зимней шиной в мире была шина  Kelirengas, предшественница шины  Hakkapeliitta. Она была разработана для грузовиков, которые колесили по заснеженным зимним дорогам севера 1930-х годов.  Рисунок протектора с канавками позволял использовать шины на заснеженных дорогах, а про цепи противоскольжения можно было забыть. Прочные, но  широкие поперечные канавки счищали снег при вождении, обеспечивая отличные характеристики сцепления. Рисунок протектора, который был на шинах  Kelirengas  был перенесен на шины  Hakkapeliitta и использовался вплоть до 1950-х годов. 

Плакат Snow Hakkapeliitta 1936 года.

Шины Haka-Hakkapeliitta

Шина Haka-Hakkapeliitta, новый продукт, выпущенный в 1956 году, побила все предыдущие рекорды продаж.

Шина Haka-Hakkapeliitta держала первое место по продажам среди зимних шин в 1950-1960-е годы. Шины Haka-Hakkapeliitta, выпуск которых начался в 1956 году и чей ассортимент через два года достиг своего максимума, стали ответом на новые условия зимнего вождения и появление новых больших автомобилей.  На протекторе был рисунок с плотно расположенными присосками, который был эффективен на обледенелых дорогах с укатанным снегом, поскольку при торможении между присоском и поверхностью дорожного полотна возникал  небольшой воздушный пузырь,  обеспечивавший сцепление с помощью присоска. Продольные канавки на обеих сторонах центральной области были тоже новшеством. Они гарантировали хорошую устойчивость при движении.

Фото: Шина Haka-Hakkapeliitta, новый продукт, выпущенный в 1956 году, побила все предыдущие рекорды продаж.