Menu

Самая быстрая машина на льду

Nokian Hakkapeliitta 8 в сражении с природой

Тысячи часов разработок и испытаний позади, и вот новая зимняя шина Nokian Hakkapeliitta 8, выпущенная компанией Nokian Tyres, смогла показать свою мощь на льду Ботнического залива в сложных климатических условиях севера. Однако потребовались еще сотни часов профессиональной и напряженной работы, чтобы противостоять льду, снегу и ветру. Так был установлен новый мировой рекорд скорости на льду в 335,713 км/ч.

Когда битва за рекорд началась, создалось впечатление, что замерзший Ботнический залив не согласен на роль статиста. На его настроение не могли повлиять даже профессионалы высшего класса из команды Nokian Tyres. Место, автомобиль и водитель не изменились за два года. Изменились лишь шины. Теперь на автомобиле установлены высокотехнологичные шипованные шины Nokian Hakkapeliitta 8.

Южный ветер выталкивает из толщи воды на ледяной покров соленую морскую воду, которая поднимается наверх сквозь небольшие трещины и застывает. Мороз около десяти градусов.

«Разве это не то, к чему мы стремимся – экстремальные условия? С природой не поспоришь. Что интересно, именно такие условия и являются оптимальными для испытания шин. Мы заставим шину работать с максимальной скоростью, поэтому обязательно получим новую информацию об ее свойствах», – заверяет Матти Морри, менеджер службы технической поддержки клиентов компании Nokian Tyres. Он готовил флагманскую шипованную шину Nokian Hakkapeliitta 8 (в типоразмере 255/35R20 97 T XL) к этой попытки установить мировой рекорд скорости на льду.

Рекорды есть там, где есть высокие технологии

В Ботническом заливе недалеко от города Оулу вот-вот произойдет схватка природы и высоких технологий. Дуэт горячей Audi RS6 мощностью около 1000 лошадиных сил и всегда хладнокровного гонщика-испытателя компании Nokian Tyres Янне Лайтинена будет противостоять морскому льду, ветру и снегопаду.

Предыдущий мировой рекорд скорости на льду, зарегистрированный в Книге рекордов Гиннеса, составлял 331,59 км/ч, а рекорд скорости на электромобиле − 252,09 км/ч. Оба рекорда принадлежат Nokian Tyres и Лайтинену, опыт которого в области тестирования шин составляет более 25 лет.

Янне Лайтинен садится за руль автомобиля, а на место пассажира с ноутбуком на коленях пристраивается Арто Лехтонен, техник из лаборатории Прикладного университета Оулу. Его задача – провести мониторинг работы автомобиля в ходе пробного тест-драйва. Арто следит за работой техники с помощью встроенных в автомобиль датчиков. Во время самого рекордного заезда автомобилем управляет только один человек – Лайтинен.

«Автомобиль оборудован системой GPS, которая 20 раз в секунду передает информацию о скорости движения. На каждом колесе стоит датчик скорости. Они позволяют рассчитать коэффициент скольжения», – рассказывает Арто Лехтонен, имеющий многолетний опыт работы в тестировании автомобилей.

Надежность сцепления даже на сверхвысокой скорости

Когда скорость автомобиля превышает черту 300 километров в час, «чуткость» руля, быстрый ответ на управление автомобилем и надежное сцепление выходят на первый план. Играют роль и продольное и поперечное сцепление, а также их баланс. Мощность двигателя на таких скоростях не столь важна. Для Лайтинена, который участвовал в работе над Hakkapeliitta 8 с самого начала, это очевидно.

«Особенность шин Hakkapeliitta 8 заключается в том, что они более устойчивы, чем другие шины, и отличаются лучшим сцеплением. На сухой чистой дороге шина ведет себя превосходно», – говорит Янне, одевая шлем.

Испытания Nokian Tyres проводятся на Audi RS6 с модифицированной подвеской и двигателем, пиковая мощность которого была повышена за счет усовершенствования системы выхлопа и управления двигателем.
 
Шины Nokian Hakkapeliitta шипами цепляются за лед и передают ему мощь машины. На панели управления автомобиля расположены восемь светодиодных ламп, которые показывают уровень сцепления шин с шагом в пять процентов. Сцепление есть, но природа пока не готова сдаться. Нужно дождаться других условий.

Ощущения превыше всего

С предыдущей попытки установить рекорд прошло несколько недель. Суета технического персонала напоминает хаотическое движение рыб, снующих где-то подо льдом. Организованности здесь явно ничуть не больше. У всех и всего есть своя цель – и шины здесь не исключение. Они должны соответствовать задаче – а на скорости в 300 с лишним километров в час сделать это так же легко, как совершить почти вертикальное восхождение на вершину айсберга.

Арто Лехтонен вносит данные пробного утреннего заезда в компьютер. Самое важное теперь – сцепление.

К рекордному заезду подготовлена прямая ледяная трасса длиной 12 километров и шириной до 18 метров. Температура воздуха составляет почти 16 градусов ниже нуля, и даже ветер, кажется, уже затихает.

«Многие считают, что лед на море гладкий, как поверхность бильярдного стола, на самом деле это далеко не так. Лед не ровный, а шероховатый, он изменяется каждый день и словно живет своей жизнью», – поясняет Матти Морри.

Газ до упора

Когда скорость ветра падает до одного метра в секунду, Лайтинен вжимает педаль газа до упора вниз, как можно ближе ко льду. С берега видно только снежное облако. Это шины цепляются за лед с такой силой, что сзади летит снег. Средняя скорость автомобиля нарастает до 330 км/ч как при попутном ветре, так и при встречном.

Уже наступила вторая половина дня, и боковой ветер постепенно усиливается, но «Ледовый гонщик» хочет сделать еще несколько попыток. Показания спидометра приближаются к заветной отметке в 340 км/ч.

Когда синяя Audi проносится по тестовой прямой, по округе разносится звук, напоминающий рев двигателей заходящего на посадку самолета. Рация оживает.

- Какая была скорость?

- 336,511 км/ч максимальная. Средняя скорость двух попыток – 335,713 км/ч.

- Это новый мировой рекорд! Заезды выполнены по всем правилам. Мы проверим все формальности и зарегистрируем рекорд, – говорит Симо P. Лампинен, легендарный раллийный гонщик, выполняющий функции официального наблюдателя за этой попыткой.

Напряженное ожидание персонала сменяется ликованием. Узнав об успехе, Лайтинен также не скрывает радости.

- Было очень непросто. Нашей главной задачей было перенести всю мощь двигателя на лед, что было бы невозможно без качественных шин. К счастью, нам все удалось, несмотря на некоторые шероховатости покрытия, отрицательно сказавшиеся на качестве сцепления. Будь лед чуть ровнее, мы бы могли добиться и более высоких показателей скорости.